Шкода-Клуб FAQ : Электрика/Октавия/РемонтВентилятораРадиатора

Шкода-Клуб FAQ : Электрика/Октавия/РемонтВентилятораРадиатора

Октавия AKL: лечим скрип «карлсона»

Надоело верещание «карлсона», проявлявшееся раз от раза. В сервисах предложили замену в сборе. Проездил месяц, стало верещать постоянно, при каждом включении. Обзвон сервисов показал, что оригинал стоит от 6900 до 7900 рублей и еще 600–1000 руб –работы по замене, в экзисте от 50 до 230 долларов.

Разобрал «карлсона». Хотя формально он конечно неразборный, но аккуратно можно.....
Диагноз в сервисах: «разбит подшипник», так вот подшипника там нет. И спереди, и сзади есть латунная втулка-бочка, в которую проходят концы оси якоря вентилятора, бочка зажимается плотно в крышку посредством пружинки-ромашки и шайбы. Ось ротора вращается внутри втулки, втулка неподвижная. И нафига было делать втулку бочкой, я не совсем понял, но это дает возможность якорю перекоситься и стирать магниты статора. Хотя наверное использовать втулку явно дешевле запрессовки в крышку подшипника.

Порядок разборки на Октавии AKL без кондея (право/лево при взгляде с морды авто на моторный отсек и лобовое стекло (т.е. наоборот нормальному взгляду водителя при движении)):
– снять пластиковую крышку, не плиту над двиглом, а ту которая над радиатором висит... 2 гайки, под заглушками и 1 шпилька;
– на нижней вертикальной, третьей лапе-держалке корпуса вентилятора, по которой идет проводка, снять П-образную защелку-держалку проводки, выковырнуть проводку из металлической скобы держалки укрепленной на той же третьей лапке;
– можно также отсоединить на всякий случай от нижнего патрубка защитный кожух радиатора, там пластиковый хомутик, плоской отверткой подсунутся по хомутику в плоское отверстие фиксатор и аккуратно выдернуть язычок хомутика;
– отвинтить три самореза-торкса на лапках, левый и нижний легко отвинчиваются, правый, который ближе к аккумулятору, сложнее, т.к. отвертка не умещается. Нужна либо гибкая насадка, либо насадку торкс придется крутить пассатижами или ключом, что неудобно т.к. саморез со шляпкой, а в лапка по форме – полуцилиндр, придающий ей жесткости, короче неудобственно.
– отвинтили... сдвинули вентилятор с крепежными лапами влево на сколько пускает проводка...
– разъединяем разъем к вентилятору, разъем стоит в плоской вертикальной «развилке», как всегда по закону подлости скорее всего он будет стоять фиксатором к радиатору (как было у меня), поэтому не снимая его с «вилки» фиг разъединишь, разжимаем вилку и вытягиваем из нее разъем, расстыковываем его, нажав на фиксатор;
– ур-р-р-р-ря-я-я-я, вентилятор свободен... покидаем вместе с ним подкапотное пространство.

Дальнейшее «куроченье» можно проводить в тепле :)
– отвинчиваем 3 гайки (10-ка) крепящих корпус вентилятора к установочному трехпалому чудищу;
– получаем крыльчатку и корпус вентилятора, крутанув крыльчатку явно слышим скрежет... значит не крыльчаткой терло о защитный кожух радиатора...
– держа за корпус вентилятора, крутим крыльчатку... определяем, какой из подшипников верещит (у меня верещал передний, у крыльчатки который).

Дальше делайте, как ВАМ удобнее. Я делал так (прежде чем курочить дочитайте до конца! а то вдруг продолжение в следующем номере :))

Самое противное – снять крыльчатку... в крыльчатку впрессована металлическая втулка, ПЛОТНО сидящая на оси якоря вентилятора... причем визуально (равномерная небольшая ржавка-потемнение металла) непонятно, как она крепится... Вид со стороны крыльчатки: шайба шириной 2–3 см примерно с пупрышком 7–8 мм.
Задняя крышка двигателя вентилятора, так же, как и передняя, лежит четырьмя широкими лепестками в проточках в корпусе и закреплена на каждый лепесток двумя рожками-расклепами (в корпусе пропил отделяет 3–4 мм силумина, который немного загнут в сторону лепестка прижимая его к корпусу) Отгибать расклепы стремно, поэтому просто поддел крышку, она металлическая. Немного погнув края лепесков снять можно.

Итак:
– плоской отверткой с тонким жалом, забиваем в край лепестка у расклепа с одной стороны и с другой, НО АККУРАТНЕЕ!! 2 ЛЕПЕСТКА ЗАДНЕЙ КРЫШКИ ЛЕЖАТ НА БОРТИКЕ КОРПУСА МОТОРА, А 2 НА ПЛАСТИКОВЫХ ЛЕПЕСТКАХ ОБМОТКИ ДВИГАТЕЛЯ! Отгибаем так вандально только те лепестки, что на силумине лежат!!! С двух сторон на каждом из 2-х лепестков таким образом отгибаем-приподнимаем через расклепы 2 лепестка, подсунув отвертку... неглубоко, а то сломаете пластину с обмоткой! Отгибаем крышку совсем – заднюю крышку сняли;
– вынимаем из корпуса обмотку с проводом и клеммой;
– дальше нужно снять крыльчатку, для чего я взял деревянную подставку, просверлил в ней дырку под заднюю часть оси ротора моторчика. Ставим на подставку корпус в отверстие соответственно заправляем ротор крыльчаткой вверх. Болтом на 6–7 мм выбиваем ось ротора из металлической втулки на крыльчатке, посматривая, чтоб ротор в дырку на подставке уходил
ВАЖНО... выбивая можно (у меня так и произошло, но другого метода я не применил, хотя возможно можно хитрым каким-нить съемником выпрессовать) сместить контровочную шайбу крепящую спереди обмотку на оси ротора. Я сместил и немного порушил пластиковую основу, на которую обмотка намотана, но некритично вроде;
– выбили ротор, крыльчатку сняли. Немного вминается при этом центральная часть передней крышки, но она металлическая и ее можно легко выправить ударом молоточка через деревяшку, или просто выдавить ручкой молотка!
– через заднюю открытую часть мотора вынимаем статор... с не детским усилием кстати, такие мощные магниты в моторчике!
Важно: между крышкой и крыльчаткой на оси ротора есть 1 тоню-ю-юсенькая шайба, и внутри моторчика между контровочной шайбой и крышкой такая-же тоню-ю-юсенькая шайба, не потеряйте их. Непонятно, зачем такие тонюсенькие (фольга почти), но раз есть – значит нужны!
– проверяем, на месте ли стоит контровочная шайба...на передней части ротора есть проточка в которой стоит это стопорная шайба, у меня сместилась, если чего... выбиваем ротор, и ставим шайбу на место, аккуратно подгоняем к ней корпус обмотки ротора, он с трудом, но двигается по оси;
– можно кстати проверить, что верещало – передний псевдоподшипник или задний, на ротор надеваем заднюю крышку и раскручиваем ее... не верещит? значит не она :).
– остается снять переднюю крышку, аналогично снятию задней, отверткой забивая под лепестки... тут их тоже четырре отгибаем и снимаем переднюю крышку;
– надевая переднюю крышку на ось ротора, убедился, что она верещит;

Итак, имеем 2 крышки (надеюсь промаркировали какая откуда :), если нет, то задняя грязнее, если вы ее еще не протерли).
Состав крышки (порядок снаружи-внутрь): собственно крышка, втулка- бочонок, фетровая прокладка, сидящая на бочонке, пружина-ромашка, внутренняя часть крышки, собирающая все это хозяйство. С внутренней стороны крышки видны 4 усика, зажимающие внутреннюю часть крышки двигателя. Отогнув их немного и провернув внутреннюю часть, получаем набор запчастющек, пружинка-ромашку, фетровую прокладку и бочонок-подшипник.

Отличие задней крышки в том, что в ней есть многолепестковая пробка из очень хрупкой пластмассы, закрывающая конец ротора и бочонок.

Мысли: поскольку бочонок сверху и снизу скруглен, он начинает болтаться и возможно проворачиваться в полукруглых приемных частях внутренней и внешней крышки. На бочоночке видны следы износа части бочонка, обращенной к большой внешней крышке, и после снятия он достаточно свободно проворачивался и менял свой угол, видна была сработка магнитов статора в передней части, из-за такого перекоса оси ротора, видимо цепляло метллическим остовом обмотки ротора. Я поступил просто: латунные бочонки перевернул и собрал обратно, смазав веретенкой фетровую прокладку, и пихнув небольшую текстолитовую шайбу под один из бочонков (шайба оделась, как и фетровая прокладка, на серединку бочонка). Да еще и поменял переднюю крышку корпуса вентилятора на заднюю, поменяв их при сборке корпуса местами.

Собираем все обратно:

Внешняя крышка, бочонок, фетровая прокладка на бочонке, пружинка-ромашка (лепестками вверх, к внутреней крышке), внутреняя крышка. Не забываем законтрить внутреннюю крышку и поджать ее лепестками внешней, чтоб не развалилась конструкция.

На переднюю часть корпуса я поставил заднюю крышку, немного помяв лепестки, ну да несмертельно:

– поставив крышку в корпус, ударами болта (а лучше квадратной оправки, я именно такой пользовался) по краю лепестков крышки загоняем лепески в пазы корпуса, а затем распрямляем замятые края лепестков, при необходимости можно немного подогнуть расклепки на корпусе для фиксации передней крышки(мне не понадобилось).
– вставляем ротор в корпус, не забыв тонюсенькую шайбу одеть на ось ротора,
– одеваем крыльчатку: не забыв тонюсенькую шайбу одеть на ось ротора, под металлическую втулку впрессованную в крыльчатку подкладываем что-нить металлическое внешним диаметром на 1–1.5 см больше втулки, меньшим диаметром примерно равным оси ротора (еще больше подкладку не стоит брать, т.к. можно пластик крыльчатки повредить) и ударами по задней части оси ротора, загоняем его переднюю часть, торчащую из передней крышки моторчика, в металлическую втулку крыльчатки, заподлицо.
– вставляем в задней части мотора пластиковую пластину с обмотками,
– ставим на место заднюю крышку, так же как и переднюю, при необходимости заклепывая ее,
– вставляем пробку в заднюю крышку.

Терь можно 12 вольт кинуть на клеммы и послушать, как оно: не верещит ли, не напрасны ли труды были :) и вообще – крутится ли???

Ну, а обратно на машину установить просто, не забываем закрепить жгуты проводки, хомутик на нижнем патрубке, клеммы состыковать и все винтики гаечки на место ввернуть :)

Запустить машинку и погазовав и прогрев авто добиться вкл/выкл «карлсона».

p.s.
На все-про-все у меня ушло 4 часа с обедом :)

Frakir,
Отредактировано 16 декабря 2005 г,