Шкода-Клуб FAQ : Стеклоочистители/Фелиция/РедукторПереднегоСтеклоочистителя

Шкода-Клуб FAQ: Стеклоочистители/Фелиция/РедукторПереднегоСтеклоочистителя

Фелиция: моторчик переднего стеклоочистителя

Шкода-Фелиция 1.3 96 г.в.

Моторчик переднего стеклочистителя, трапеция.

ПРОБЛЕМА:

передние дворники при включении очень медленно двигались, а потом и вовсе остановились – сгорел предохранитель #2 на 20А, попытка его заменить ни к чему не привела – при включении зажигания предохранитель опять сгорал (даже без включения дворников).

РЕШЕНИЕ:

дальнейшая диагностика должна была выявить место короткого замыкания – это могла быть проводка, подрулевой переключатель, реле или моторчик стеклоочистителя (самый не бюджетный исход, стоимость нового моторчика – около 2 тыс. рублей).

Сначала я вынул реле из колодки (#3 в верхнем ряду), затем отключил разъем на моторчике. При включении зажигания и переключении режимов стеклоочистителей предохранитель остался «жив» – значит проводка и переключатель в порядке. Подключил реле – тоже все нормально. Значит моторчик. Увы, все источники в один голос утверждали что он неремонтопригоден... и тем не менее легко разбирается.

Сам моторчик снимается достаточно легко – сначала откручивается гайка крепления кривошипа приводной тяги, отсоединяется кривошип от шпинделя электромотора (он на шлицах), затем выкручиваются три крепежных болта и снимается вся сборка электромотора с редуктором

Для дальнейшей разборки понадобилась отвертка под звездочку – ей мы откручиваем два винта, крепящих крышку мотора с редуктором к статору электродвигателя – и крестовая отвертка, для того чтобы отвернуть четыре винта и снять крышку с редуктора.

Вынимаем ротор из статора, он у нас главный подозреваемый. Дело в том что хотя провод в обмотке ротора малого диаметра и обладает большим сопротивлением, ток через обмотку зависит в первую очередь от противо-ЭДС, возникающей в электродвигателе вследствие его вращения. Если в какой-то ситуации двигатель останавливается, его противо-ЭДС падает до нуля, а без противо-ЭДС ток через двигатель быстро возрастает до уровня, в два-четыре раза превышающего номинальный рабочий ток.

Большой ток остановки вызывает быстрый рост температуры обмотки и буквально за считанные секунды возникают необратимые повреждения изоляции, что может привести к межвитковому короткому замыканию и выходу электродвигателя из строя.

Однако визуальный осмотр ротора не выявил никаких последствий катастрофического нагрева обмотки (хотя диагностика межвитковых замыканий конечно намного сложнее – нужно сравнивать ток между соседними ламелями коллектора с номинальным, или по крайней мере сравнить с током из разных областей, но мне это не понадобилось, читайте дальше).

Возможно ее все же успел спасти биметаллический выключатель.

Коллектор имеет следы износа, но пока небольшие, так что необходимости в расточке нет. Ограничимся чисткой угольной пыли в прорезях коллектора.

Эта угольная пыль повсюду (особенно полно ее в статоре, чтобы почистить статор, можно воспользоваться кисточкой), это остатки стершихся щеток, их три штуки: две, расположенные одна под другой – «масса» и 1 скорость непрерывного и прерывистого режима, третья, смещенная относительно оси симметрии – для 2 скорости непрерывного режима.

Подводящие пружинки щеток так и норовят выскочить и куда-нибудь укатиться, так что лучше сразу припрятать их в надежное место.

На плате щеток находится также LC-фильтр, состоящий из двух конденсаторов и пары катушек, он предназначен для фильтрации э/м помех в радиодиапазоне. Возможно пробило один из конденсаторов? Тогда ток будет протекать от щетки сразу на массу.. но пробник показывает скачок тока при зарядке конденсатора, и все, никакого замыкания нет.

Остается только редуктор, откручиваем 4 винта и пытаемся снять крышку редуктора. Под ней видим пару пластиковых шестеренок и группу контактов на крышке редуктора.

Причем один из контактов попал в задир на шестерне и никак не хотел отсоединяться.

Пришлось приложить небольшое усилие и вот он, враг – три контакта, которые в нормальном состоянии не должны быть замкнуты, загнулись и закоротили.

Это контакты подвода и торможения щеток стеклоочистителя – на шестеренке, к которой они примыкают, есть металлические фигурные дорожки, и при вращении шестерни на реле стеклоочистителей снимается сигнал, говорящий о положении щеток. Благодаря этой конструкции после выключения щетки продолжают двигаться до положения парковки.

Выпрямляем контакты и отгибаем их от крышки редуктора на 8–9 мм, срезаем задир на шестерне и обильно смазываем внутренности редуктора консистентной смазкой.

При сборке надо отогнуть «спинки» на щеткодержателях, вставить вал ротора в редуктор (убедитесь что он вращается вместе с шестеренками), затем поочередно установить пружинки и щетки обратно (следите за тем чтобы рабочие поверхности щеток были правильно обращены к коллектору), загибая «спинки» на место.

Так как магниты в статоре установлены довольно мощные, при сборке крепко удерживайте ротор, а то он может выскочить и придется опять разбирать щеткодержатели.

Возможно для сборки в статоре предусмотрено технологическое отверстие, через которое можно просунуть отвертку и удерживать ротор, но мне оно не понадобилось.

При подключении моторчика к бортовой сети (и включенном зажигании) предохранитель больше не сгорает, моторчик исправно вертится.

Но вот рычаги щеток практически не сдвигаются руками, причем все танцы с WD'шкой вокруг осей рычагов щеток (а именно в них причина заедания) не приводят к заметным результатам, так что присоединение моторчика к такой трапеции скорее всего приведет к повторному и наверняка окончательному выходу его из строя.

Снимаем трапецию: откручиваем гайки крепления рычагов щеток к осям, поддеваем рычаги (они на шлицах) и снимаем их. Придется снять пластиковый фартук, закрывающий дальнейший доступ к узлу крепления трапеции. Дальше снимаем колпачки, откручиваем две гайки, снимаем шайбы и пластиковые втулки (не забудьте как все это выглядело) – все, трапеция выпадает в моторный отсек, прямо в ваши заботливые руки.

Оси в шарнирах закреплены сверху разжимными шайбами – снимаем их, под ними две шайбы и резиновая прокладка, которые по идее должны удерживать смазку и препятствовать попаданию грязи в шарнир. Но в моем случае по видимому это не помогло – смазка давно вытекла, поверхности сильно загрязнены и спеклись друг с другом, поэтому рычаги и не проворачиваются...

Закрепляем шарниры в тисках и выбиваем из них оси (пишется-то легко, но процесс тот еще). Осторожно, не повредите резьбу на втулке шарнира и на конце оси (я ее все же повредил и пришлось нарезать снова), а то не оденете потом рычаги щеток.

Наверное по хорошему нужно изготовить оправку из трубки с внутренней резьбой под винт М8 или хотя бы накрутить пару гаек на ось и молотить по ним.

Внутри оказалось несколько латунных втулок, плотно прикипевших к оси и втулке шарнира.

у меня одна ось оказалась с двумя надетыми на нее латунными втулками ( видно уже разбирали раньше), латунные втулки от другой оси (3 штуки) остались внутри шарнира.

Пытаемся разобрать и очистить все это хозяйство с помощью WD'шки, зачищаем оси от следов коррозии, одеваем латунные втулки обратно, затем заполняем все консистентной смазкой (литол в моем случае) и собираем шарниры. Теперь рычаги вращаются одним пальцем.

При установке трапеции обратно на автомобиль, прежде чем присоединить кривошип к шпинделю электромотора, включите и выключите дворники, чтобы моторчик установился в парковочное положение, затем присоедините кривошип и затяните гайку. Тяги при этом тоже должны быть в парковочном положении щеток.

— WBR, Denis AKA Jagular.