Октавия: впечатления владельца от М.В.
... – Только давайте сразу договоримся: Шкода «Октавия» – современный автомобиль, собранный на современном заводе по современной технологии с применением последних достижений ведущей школы мирового автомобилестроения – немецкой. Октавия столь же далека от продукции отечественного автопрома, как, например, Ауди или Фольксваген. Сравнивать ее с «десяткой», Волгой или любой другой отечественной машиной все равно, что сравнивать отечественный телевизор «Рубин» 1980 года выпуска и сегодняшний телевизор от «Сони». Давайте будем честными и объективными...
Даже предыдущие модели завода – Фаворит (о котором писал «За рулем» в конце 80-х) и Фелиция, стоящие в квалификационном ряду рядом с ВАЗовскими автомобилями, превосходили последние по удобству и надежности, успешно конкурируя с ними на отечественном рынке при вдвое большей цене! Что уж говорить о нынешней продукции Шкоды – Октавиях и Фабиях?! Октавия построена на платформе Ауди А3 с использованием всего спектра агрегатов Ауди / VW? и, по сути, является несколько уменьшенной и удешевленной версией Пассата B5. С предыдущими моделями ее роднит только имя завода-производителя – «Шкода». Качество сборки, надежность агрегатов, дизайн Октавии – на уровне требований концерна VW. О том, что за этим стоит, разговор пойдет ниже. Не согласны? Тогда не читайте дальше, а приезжайте на встречу Интернет-автоклуба «Шкода» и прокатитесь на одной наших Октавий... Для тех, кто согласен, скажу сразу, что место Октавии в одном ряду с Ниссан «Альмера», Форд «Фокус», Опель «Астра», Рено «Меган» и им подобным. В журнале «За Рулем» (июль 2001 г.) как раз и сравнивают Октавию с одноклассниками.
... – И не пытайтесь меня переубедить – машину выбирают по экстерьеру. Да, не спорю, технические характеристики очень важны, но при выборе главное, чтобы автомобиль нравился. Вам нравится? Тогда вперед – выбираем Октавию!
... – Начнем с двигателя. Тут есть из чего выбрать, завод выпускал (большую часть выпускает и по сей день) широкую гамму двигателей, от экономичных дизелей и малолитражек до новейших высокотехнологичных пятиклапанников.
Я бы рекомендовал рассматривать два варианта:
AEH – современный экономичный двигатель, как раз такой, который и деньги сэкономит на бензине, и позволит двигаться по трассе с оптимальной скоростью. Я бы назвал его «бюджетный» вариант;
AGU – 20(!)-клапанный 4-цилиндровый двигатель с турбиной низкого давления (такие двигатели концерн VW устанавливает практически на весь свой модельный ряд, включая Ауди А6). Машина с этим двигателем – для любителей динамичной езды.
Двигатель AMD слишком слаб для машины весом более 1200 кг, бензиновый двигатель AQY по характеру очень напоминает дизельный, с прекрасным подхватом на «низах» но не ждите от него «гоночной» динамики.
Для любителей дизеля – двигатель AHF, один из самых совершенных и экономичных в своем классе, но он остается экзотикой в России в первую очередь из-за нестабильного качества солярки. Замечу, что самые мощные двигатели могут агрегатироваться не только ручной, но и адаптирующейся к стилю водителя автоматической коробкой передач.
... – Двигатель выбрали? Тогда присмотримся к кузову.
Кузов «хэтчбэк» (теперь называемый заводом «лимузин») – стремительный, яркий и легко узнаваемый в потоке машин, создан под руководством голландского дизайнера Дирка ван Брекеля. Октавию не спутать с другой машиной, впрочем, зачем я его вам хвалю – ведь вы уже выбрали эту машину... В салоне, как и во всей машине, масса «родовых» признаков концерна VW (кстати, вся машина комплектуется, в основном, деталями с клеймом Audi / VW?, сюда относится двигатель, коробка передач, детали подвески и тормозной системы, электрооборудование и т.д.). Немецкая эргономика – повсюду: руль, регулируемый по высоте и выносу, панель приборов, сиденья, управление внешними приборами (наружное освещение, дворники, вентиляция и отопление). На том же немецком уровне – забота о безопасности водителя и пассажиров (подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, травмобезопасный руль и крепление педалей и т.д.). Багажник просто потрясает своими размерами – до сих пор удивляюсь, как в этой машине его удалось сделать просто огромным. Если груз – длинномерный, можно сложить одну спинку заднего сиденья. Определенных навыков потребует движение задним ходом – обзор назад через заднее стекло не самый большой.
Нельзя не сказать несколько слов и о кузове «комби». Если в хэтчбеке багажник заслуживает определения «огромный», багажник в «комби» – просто гигантский. Нет, я не предлагаю перевозить в нем все запасы сразу, сделанные за лето на вашем дачном участке, хотя и с этой задачей он легко справится (объем его при сложенных задних сиденьях – 1512 литров, у хэтчбэка – 1328 л). Этот багажник вместит новый телевизор с размером экрана 72 см по диагонали в оригинальной упаковке и все ваши спортивные принадлежности для отдыха. Да и сам облик комби ассоциируется с активным образом жизни. Кстати, о вместимости Комби – в Чехии по инициативе агентства курьезов «Добрый день» был поставлен новый рекорд: за 5 минут и 11 секунд в Комби втиснулись 34 человека! После этого машина тронулась с места и ехала своим ходом около 10 секунд. Рекорд пассажировместимости занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
Правда, за такой багажник надо платить – места для ног задних пассажиров явно маловато. Причина – в платформе Ауди А3, на которой сделана Октавия. К чести завода «Шкода» замечу, что, начиная с машин 2000 модельного года, была изменена форма спинок сидений водителя и пассажира и уменьшен размер подушки заднего сиденья. Результат – лишние 4 см для ног задних пассажиров. Поэтому не забудьте посадить на заднее сиденье тех членов вашего семейства, которым суждено самим ощутить величину этого пространства.
Не жмет? Отлично, значит продолжим покупку.
... – Вот вы все меня о комплектации спрашиваете. Ну, перечислю я вам набор того, что входит в каждую из них, только такой список займет страницы 3. Октавии поставляются в 4 разных комплектациях (Classic, до 2000 года назывался LX, Ambiente, ранее – GLX, и Elegance, ранее SLX, а еще есть комплектация люкс, Лаурин и Клемент, в честь «отцов-основателей» завода Шкода). Лучше я вам посоветую – для бюджетной покупки оптимальной является комплектация Ambiente. Существенными ее компонентами считаю подушку безопасности водителя, бортовой компьютер и 15" колеса. Кстати, практически на все машины этой комплектации сейчас ставят кондиционер, преимущества которого становятся очевидны после первой же пробки в жару в центре города или в сильный дождь, когда начинают запотевать стекла.
Если же вы выбрали мощный двигатель (1,8Т или 1,9TDI дизель 110 л.с.), вас наверняка ждет комплектация Elegance. С этими двигателями устанавливается АБС+ПБС (а с дизелем – еще и ЕДС), а в комплектации, из важного, – подушка безопасности для пассажира и литые диски. В эту комплектацию входит и аудиоподготовка из 8 динамиков, но о ней я скажу несколько нелестных слов. Для приглушения звуков, исходящих извне, эти динамики сгодятся, но не более того. Меломаны – не ругайте завод «Шкода», наверное, музыка в автомобиле – не их призвание.
... – Маловато опций, говорите? А как насчет Лаурина и Клемента?! Кожаный салон, электролюк, 16" литые диски, хром, алюминий и дерево в отделке? Как не нравится?! Ладно, а как насчет ксеноновых фар, датчика парковки и датчика дождя, заднего дворника с омывателем на хэтчбэке, омывателей фар, подогрева передних сидений, того же электролюка или рельс для багажника на крыше? Ну, нет, заказать можно любую машину и с тем набором опций, который нравится и нужен именно вам... Выбор определяется вашим желанием и возможностью вашего кошелька. Но даже «бюджетная» машина будет радовать вас не меньше, чем «Лаурин и Клемент».
... – Да, есть еще особенная «Октавия» – 4х4. Комплектуется двигателем 1,8Т мощностью 150 л.с., с электронным управлением дроссельной заслонкой, постоянным приводом на передние колеса и подключаемым задним (через многодисковое сцепление Haldex с электронным управлением, подробное описание можно найти по ссылке http://wheels.cars.ru/2001/1/36.php3) в кузове Комби и хэтчбэк. Нет, машина не для езды вне дорог, но ее управляемость и умение держать дорогу превосходит обычную Октавию. Ну, а в нашей снежной каше ей просто нет равных.
... – Купили Октавию? Поздравляю! Правильный выбор! Вы купили прекрасную современную надежную автомашину с одним из лучших соотношений цена/качество/функциональность в своем классе. О надежности автомобиля свидетельствует хотя бы тот факт, что дизельная Октавия активно используется в качестве такси во многих европейских странах (в том числе Франции, Испании, Греции, Израиле, Австрии, Германии, Чехии).
Надо ли обкатывать? В известном смысле надо, как и любой современный автомобиль концерна, и именно так, как написано в вашем руководстве по эксплуатации – не более 3/4 от максимальных оборотов на каждой передаче. Возьмите за правило – не превышайте 4000 об/мин в течение первых 1500 км. Но это совсем не означает, что на новой машине нельзя разгоняться или включать пятую передачу.
«Протягивать», смазывать, регулировать машину??? Да вы что! Вы купили современную машину, собранную с соблюдением всех требований к качеству и надлежащим контролем. Кстати, завод дает вам 10-летнюю гарантию на кузов от проржавения и 3-летнюю – на лакокрасочное покрытие. Многие сервисы, при условии прохождения у них плановых ТО, продлевают заводскую гарантию на неисправности с одного года до 3.
Так вот, в первую очередь вас ждет наслаждение от поездок на современном автомобиле. Да нет, я не шучу, так и есть. Проводите регулярное ТО. Следуйте указаниям и машина будет вас только радовать. Для справки – передние колодки «ходят» 40–60 тыс. км, задние – и того дольше, диск сцепления – более 100 тыс., а вот ремень ГРМ нужно менять через 60 тыс., даже если он выглядит почти как новый, это – рекомендация завода. Свечи послужат вам не менее 30000 км, правда, если будете заправляться хорошим бензином. А что значит плохой? Как и любой другой обладатель продукции концерна VW, будь то Октавия или Ауди ТТ, вы сразу заметите, что машина разгоняется рывками, в работе двигателя появятся провалы и возрастет расход бензина. Совет, где заправляться хорошим бензином, я дать не могу – не знаю. Цены на расходные материалы вас приятно удивят (помните, что автомобиль – немецкий?).
Срок службы амортизаторов определяется, во многом, стилем езды и нашими дорогами. Тем не менее, на машинах с русским пакетом они должны пройти 100000 км без проблем. Про «не русский» пакет – чуть ниже. Схождение рекомендую проверять не чаще, чем через 30000 км пробега – машина не склонна терять заводские установки, если только не было сильных ударов. Регулировка развала колес на Октавии, как и на большинстве современных моделей VW, не предусмотрена, да она, судя по опыту эксплуатации, и не требуется.
Настоятельно не рекомендую пользоваться запчастями неизвестного происхождения – себе дороже. Известны случаи выхода из строя передних тормозных дисков из-за некачественных колодок. Детали от отечественных машин – не подходят :). У клуба существует хорошая практика закупки запчастей мелким оптом у известных поставщиков – получается и дешевле, и качество гарантировано.
Масло: синтетика – так, как рекомендовано заводом. И я бы точно не стал экспериментировать, особенно на пятиклапанных двигателях.
Кстати, с учетом особенностей национальной эксплуатации, завод рекомендует проводить ТО чаще, чем в странах Европы – не через 15000 км, а через десять. Бензин – только 95.
... – Можно ли самому сделать ТО? Можно, но не нужно. Вам придется свыкнуться с мыслью, что ТО – не только замена расходуемых материалов, масел и фильтров. Октавия – современный автомобиль и без диагностики тут не обойтись. Диагностики не по принципу «не гремит – значит исправно», а подключению к диагностическому компьютеру и считыванию всех накопившихся за межсервисный пробег ошибок. Иначе домашние мастера, при жалобе на повышенный расход бензина, станут «разводить» вас на замену свечей, а надо было всего-то промыть дроссельную заслонку. Наш клуб активно сотрудничает с московскими сервисами и рекомендует для проведения ТО два: М-сервис и Ди М?+Ко.
Кстати, о расходе бензина. В загородном цикле Октавия легко вписывается в опубликованные заводом показатели: 7 л для 101-сильного двигателя и 8 л для 150-сильного на скорости 120 км/час. В городе многое зависит от протяженности трассы, наличия пробок и времени года. В среднем, если ваш суточный пробег по городу превышает 50 км, а средняя скорость – больше 30 км/час (а о ней вам расскажет штатный бортовой компьютер), то летний расход без включенного кондиционера 9 л для 101-сильного двигателя и 10 л для 150-сильного можно считать нормой. Кондиционер добавит к расходу около 1 литра на 100 км, пробки – вплоть до 15 литров (средняя скорость при этом обычно меньше 15 км/час). Езда зимой добавляет аппетит любому двигателю, хотя, по опыту членов клуба, не более 1 литра на 100 км.
... – Да, есть несколько «дефектов», с которыми вы, скорее всего, столкнетесь:
А. Скрип дверных замков.
Примерно через полгода или 5000 км пробега может появиться характерный скрип, исходящий от дверных замков. Раньше всего он появляется в районе замка водительской двери. Причина – в скапливающейся грязи на трущихся поверхностях замка и дверной скобы.
Что с этим делать? Купите не окисляющуюся силиконовую или литиевую смазку в аэрозольном баллоне и обильно смажьте скобу замка и ответную щель в самом механизме замка. Несколько раз закройте-откройте дверь и удалите остатки смазки, чтобы не пачкать одежду. Скрип исчезнет, но появится вновь через какое-то время, тогда повторите операцию. Периодичность операции – примерно раз в три месяца.
Б. Медленное движение или полная остановка дворников:
Примерно через два года эксплуатации дворники могут начать двигаться заметно медленнее или могут остановиться совсем. Причина – в том, что попадающие на шарниры снег и грязь выводят из строя втулки, увеличивается сопротивление вращению осей, дворники начинают двигаться медленнее, пока втулки не сломаются окончательно. Если это случилось, нужно разбирать узел. Поэтому рекомендуется регулярно смазывать эти оси/втулки, особенно перед началом зимней эксплуатации. Заметим, что данный дефект встречается только в России, а завод связывает его с особенностями состава жидкости для таяния снега, обильно выливаемой на дороги России зимой и агрессивно взаимодействующей с алюминиевыми осями поводков дворников. Смазать оси/втулки можно и самому, разобрав узел целиком, но лучше доверить это специалистам сервиса или заменить трапецию целиком.
В. Примерно через 30000 км пробега начинают скрипеть резиновые шарниры переднего стабилизатора поперечной устойчивости. Смазывать не имеет смысла – резина теряет эластичность, смазки хватает на несколько недель. Приговор – менять, тем более, что эта «операция» – не очень дорогая.
Г. При пробеге около 60000 км может начать «греметь» средняя часть выпускной трубы глушителя. Виновата сварка в месте ее крепления – U-образная скоба приварена к трубе так, что при разрушении сварки сама труба начинает биться об эту скобу. Дефект известный, на сервисе просто приваривают скобу чуть ниже.
... – Да, бывают и другие дефекты, но систематических больше нет. Срок службы сцепления превышает 100000 км, хотя замечены случаи выхода его из строя и раньше (полагаю, что это определяется, в основном, стилем вождения), лопалось стекло пятой двери, но этот дефект давно устранен заводом, относительно хрупким является лобовое стекло, но так ли редки на наших дорогах камни и гравий, летящие в стекло из под колес грузовиков?! На некоторых машинах с тросовым приводом переключения передач зимой на холодной машине 1 и(или) 2 передача включаются с некоторым усилием. Проходит само через 3–5 минут езды. Иногда выходят из строя нагревательные элементы в наружных зеркалах заднего вида.
При ремонте не забудьте, что оцинкованный кузов не ржавеет даже в наших условиях, но требует специальных шпаклевок, так что к «дяде Васе» ходить не советую. Заводское лакокрасочное покрытие – экологически чистое, поэтому лак тоже нужен специальный.
... – Особенности сезонной эксплуатации? Да ничего особенного – заводится в любую погоду, теплый воздух из «печки» зимой начинает поступать уже минуты через три после запуска, на многих машинах завод устанавливает электрообогрев передних сидений – вещь для нашей зимы весьма полезная. ПБС очень помогает тронуться на скользкой дороге или выбраться из сугроба.
Летом – кондиционер. Он, кстати, хорошо помогает, если пошел дождь, и стали потеть стекла. Включите его на пару минут, и запотевание исчезнет.
Современная эргономика, отличные (по-немецки жесткие, с боковыми опорами и регулировкой поясничного упора) сиденья и легкость управления позволяют ездить на Октавии на большие расстояния, зимой и летом. Поездки в 1000 и более км за один день проделали многие члены нашего клуба, и никто не жаловался на боли в пояснице или ниже :).
... – Хотите купить подержанную Октавию? Тогда обратите внимание на следующее:
– в 1997–98 гг. на Октавиях комплектации LX и GLX козырек над панелью приборов нависал и над центральными дефлекторами вентиляции салона,
– «русский пакет» появился на Октавиях в середине 1999 года, до этого времени завод поставлял на отечественный рынок автомобили без специальной подготовки для эксплуатации в наших условиях. Клиренс у этих машин – 13 см, а передняя подвеска – слишком мягкая для наших неровных дорог. Отсюда – нередки удары по защите двигателя (сам завод не устанавливал стальной защиты, но многие владельцы делали это сами). Первые аккумуляторы (45 Ач) были слабоваты для наших зим. Про лопавшееся заднее стекло написано выше, теперь такого дефекта нет. Осмотрите передние тормозные диски изнутри – бывает, что износ с внутренней стороны превышает допустимый. Это же относится и к машинам, где сзади установлены дисковые тормоза.
– 2000 модельный год легко отличить по правому наружному зеркалу заднего вида, меньшему, чем левое (и справедливо критикуемому многими водителями, так как ухудшился обзор назад через это зеркало).
– с 2001 года у Октавии – «новое лицо», изменена форма фар, передний бампер, в отделку салона внесено много мелких изменений.
... – Что такое «русский пакет»? В первую очередь, то, что видно сразу – клиренс увеличен до 17 см за счет других пружин и амортизаторов. Автомобиль перестал «клевать» носом на пологих ухабах, улучшилась управляемость в поворотах за счет меньшего бокового крена. Но не только это. Завод внимательно следит за особенностями эксплуатации Октавий в России и вносит необходимые изменения в конструкцию. Вот далеко не полный перечень этих изменений:
– рейка/рулевая трапеция: усиленная конструкция,
– передние пружины: для защиты от коррозии добавлен пластиковый отсекатель,
– электропроводка: специальная, с повышенной влагоустойчивостью,
– аккумулятор: специальный пыле/влагозащитный чехол,
– днище: дополнительное заполнение полостей пластизолом, дополнительные пластиковые чехлы для трубопроводов,
– задние тормоза: отсекатель грязи,
– центральный замок: специальный герметик,
– блок управления двигателем: адаптация для работы с бензином пониженного качества.
... – Просите кратко подвести итоги? Пожалуйста.
Октавия – это современный высокотехнологичный легковой автомобиль с лучшим соотношением цена/качество/функциональность в своем классе, который дешевле в эксплуатации своих западноевропейских одноклассников, в основном, за счет более низкой стоимости запчастей и нормочаса, хорошо подготовленный для эксплуатации в России. Не забудьте и о том, что, приобретая Октавию, вы получаете не только прекрасный автомобиль, но и возможность познакомиться с новыми интересными людьми – членами Интернет-автоклуба «Шкода», для которых Шкода не просто марка в бесконечной череде машин, но стиль жизни.
М.В.
Отредактировано 20 июля 2004 г.